пятница, 3 февраля 2012 г.

Обучение может быть разным!!! (продолжение моей сегодняшней темы)

Да, с одной стороны может показаться, что я просто жалуюсь и не ищу выход из сложившейся ситуации. Сейчас у меня очень остро стоит вопрос именно с математикой. Меня  не устраивает ни программа для первого года обучения, ни учебник,ни последовательность изложения, ни темп изучения, который навязывают  нашим детям.
Мне удивительно зачем гнаться, спешить, зачем на летних каникулах, после первого класса зубрить таблицу умножения - что это за методика такая?
Так вот в поисках различных методик я перелопатила с десяток сайтов, скачала и опробовала массу игрушек-книжек-тренажеров. Но как ни странно самое интересное оказалось под носом!!!!

Когда я прочитала вот это - нашла ответы практически на все вопросы. Так что зря я изобретала велосипед.....Эх...

"Наших родителей вопрос выбора школы мучил в гораздо меньшей степени. Отдельным счастливчикам удавалось устроить своих чад в какую-нибудь «английскую» или «немецкую» школу с углубленным изучением языка. Остальные, выбирая место учебы детей, просто руководствовались немудреным критерием: «плохая» это школа или «хорошая». Но и там, и там преподавание велось по одной и той же программе. Нынешним родителям приходится намного труднее, так как на образовательном рынке появилось огромное количество разнообразных специализированных школ, гимназий и лицеев.

Среди всех экспериментальных учебных программ «Росток» - не только одна из самых доступных для родительского кармана (оплачивать приходится только покупку специальных учебников), но и одна из самых интересных и нестандартных. Рассказ о ней – это для меня в какой-то степени и попытка поделиться собственным опытом: мой старший сын занимается по этой программе уже пять лет, и могу сказать одно – ему учиться намного интереснее, чем было в свое время нам с вами.

 Не исполнитель, но творец

Впервые принципы, применяемые в программе «Росток», сформулировал профессор Лев Тарасов, который назвал разработанную им модель общего образования «Экология и диалектика». Позже идеи Тарасова развила педагог из Сум Тамара Пушкарева, создав систему «Росток». И как оба они считают, школа должна выпускать не просто исполнителей, а людей, желающих и умеющих принимать собственные решения и предлагать собственные варианты. Поэтому основная задача данной программы заключается не просто в передаче учащимся набора готовых знаний, а в таком развитии личности ребенка, которое позволяло бы ему самостоятельно их добывать.

Не секрет, что в большинстве школ до сих пор наиболее востребованными и ценимыми качествами ученика остаются вовсе не умение мыслить и творчески подходить к решению задач, а прилежание и аккуратность. Проще говоря: учитель разжевал материал, дети записали под диктовку готовые схемы решения задач, дома выучили учебник «от сих до сих» и на следующем уроке отбарабанили выученное. Рассказал лучше остальных, записал самыми ровными и красивыми буковками – получи «5», то есть «12». И никому нет дела до того, что полученные таким путем знания, выветриваются из головы сразу же после выпускных экзаменов.

Поэтому основным пороком традиционного преподавания Тарасов считает то, что школа отвечает на вопросы, которые сами школьники не задают, и учителя при оценке знаний постоянно сравнивают учеников друг с другом. По мнению Льва Васильевича, нужно сравнивать сегодняшние знания ученика с его завтрашними познаниями. Ребенок должен понять, что он не послушный исполнитель, живущий в системе запретов, а личность, способная самостоятельно искать варианты своего поведения и поступков.

В соответствии с этим создатели «Ростка» считают, что традиционные учительские установки должны смениться принципиально новыми: «Не копируй меня и книги, обращайся к разным источникам информации! Не принимай сразу на веру, а старайся докопаться до корней, до причин. Ищи! Думай самостоятельно! Предлагай свои версии. Пробуй найти свое решение. Дай свое представление о том, что обсуждается».

Окно в реальный мир

Базовые предметы «Ростка» – математика и естественные науки. Математика, преподаваемая по этой системе, весьма отличается от классического школьного предмета, так как учат ее по «тетрадям Петерсон». Эти специальные пособия, созданные педагогом Людмилой Петерсон, а затем доработанные Тамарой Пушкаревой, которые даже внешне не похожи на обычные учебники, поскольку в них дети могут рисовать и решать задачи. И дети, выполняя задания, параллельно и как бы играючи, получают базовые знания и по другим предметам.

«Речь идет не только об учебниках, а и о технологии, которая позволяет по-другому организовывать процесс обучения, - рассказывала Людмила Петерсон в одном из интервью. – И технология эта заключается в том, что учитель не объясняет ребенку: «Я знаю, а ты - нет, поэтому я тебе расскажу», а помогает увидеть проблему и самому додуматься до ее решения. И математика здесь - это всего лишь тот материал, на котором мы тренируем способности детей к поиску, к творчеству, к общению. Ведь именно они и должно остаться после того, как все изученное будет забыто. Для того чтобы овладеть подобной методикой, безусловно, нужны специально подготовленные учителя».
Еще один базовый предмет, который читают младшеклассникам, обучающимся по системе «Росток», - «Окружающий мир». Ребенок лет до десяти еще не делит мир на математику, физику, химию, а воспринимает его в комплексе, как единый организм. Вот и этот предмет построен как комплексный, где присутствует немного биологии, химии и физики.
Такие интегративные курсы дают возможность сразу же дать общую картину мира, а потом изучать и его детали. Не потому ли так и не состоялся в нашей традиционной школе выход на целостную картину мира, что мы слишком долго потчевали учеников отдельными фактами?
В «Ростке» каждый учебный предмет рассматривается как обладающее своими особенностями «окно» в реальный мир. Нет «мира математики», а есть «окно математики» в реальный мир. Принцип «окна» позволяет постигать единый мир с разных сторон, видеть различные его грани.

Принципы обучения

Киевская средняя школа № 185 участвует в Комплексной программе развития детей «Росток» уже 10 лет и в нынешнем году стены школы покинут первые выпускники, обучавшиеся по этой программе. За это время в школе (здесь по системе «Росток» обучается почти половина учащихся – более пятисот детей) накоплен огромный практический опыт. «Набирая детей в классы «Ростка», школа не имеет права тестировать их знания, - рассказывает заместитель директора по научно-воспитательной работе школы № 185 Татьяна Кузькова. – Это принципиальный вопрос. Программа предназначена для обучения всех детей, независимо от уровня их развития. Уровневая дифференциация классов в «Ростке» тоже нежелательна».
В программе используется принцип «Минимакс», сформулированный Людмилой Петерсон. То есть, учитель должен дать максимальные знания для данного возраста, но спрашивать по минимуму. Как это понимать? Есть стандарт - минимум для данного возраста, которой может усвоить ребенок. Но есть дети более одаренные, с развитым умом, которые в состоянии усвоить и больше. В учебном процессе уровень подачи материала учащемуся должен быть выше, чем уровень воспроизведения материала ребенком. Иначе говоря, детям предлагается много и разного, а каждый усваивает столько, сколько сегодня он может, а именно то, что ему более приятно и интересно. Соответственно нужно подходить и к проверке знаний. У каждого ребенка есть своя «планка», и учитель должен ставить, предположим, «10» одному ребенку – за выполнение более простых заданий, а другому – за более сложный уровень работы. «Ростковцы» колоссально опережают обычных детей по показателям невербального интеллекта, а количество детей в «Ростке», у которых этот показатель гораздо выше возрастной нормы, в некоторых классах «зашкаливает» за 90 %!» - говорит школьный психолог Елена Смирнова. - Задачи, которые решает 9-классник, учащийся по обычной программе, доступны и 7-класснику из «Ростка»: обычные и достаточно стандартные задания и обычные, и «ростковые» классы решают одинаково. Но я стараюсь вводить в тесты не только сложные, но и достаточно странные задания, и очень интересно наблюдать, как реагируют на них дети. Скажем, в тестах для старшеклассников попадается задание: «напиши ряд троек». Дети из обычных классов в растерянности: «Что за глупость?» А «ростковцы» спокойно пишут этот ряд троек. Но точно так же они не пугаются и сложных заданий, не говорят: «Я этого не смогу», а сразу задумываются: «Как это можно сделать?»

«За» и «против» учебы в «Ростке»

Основной плюс программы «Росток» в том, что ребенок учится нестандартно мыслить и отходит от стереотипов. «Если человек выглядит как бомж и пахнет как бомж, значит, он и есть бомж, считает большинство из нас. Но это может оказаться и человек, просто попавший в беду, и эксцентричный миллионер, - говорит Елена Смирнова. – У детей из «Ростка» алгоритмы решения математических задач экстраполируются на решение любых других задач и вопросов. Отсутствие стандартов переносится и на обыденную жизнь. В итоге, из них вырастают интересные люди, которые, обладая мощным логическим мышлением, начинает просчитывать любые житейские ситуации».

Предостережения
• По системе «Росток» не рекомендуют заниматься детям с хроническими заболеваниями. Такой ребенок может быть очень умным, обладать огромным творческим потенциалом, но в силу того, что он не очень здоров, нагрузки для него могут оказаться чрезмерными. Отсюда – быстрая утомляемость, снижение внимания и как результат – отставание по программе. Поэтому его лучше отдать, скажем, в школу искусств.
• Бывает, что ребенок психофизиологически не готов не только к специальной программе, но и к школе вообще. И вполне возможно, что шестилетка может по уровню соответствовать 4-летнему, а то и 8-летнему ребенку. И то, и другое – норма!
• Еще одна проблема (свойственная, впрочем, всем спецшколам) – завышенные требования родителей к своему ребенку. Как правило, это родители, которые сами не реализовались полностью, а теперь требуют от ребенка невозможного, тем самым, создавая для него стрессовые ситуации.
• Переход в «Росток» ребенка из другой школы решается индивидуально. У такого школьника должен быть хороший умственный и творческий потенциал, иначе переход может стать для него слишком сильным стрессом. Впрочем, учителя-практики говорят, что умный ребенок адаптируется в этой системе за месяц-другой и тоже начинает показывать хорошие результаты.

Напоследок хотелось бы сказать, что в школе нет специфической микросреды, характерной для экстра-супер-пупер-элитарных заведений. Из детей здесь сознательно не делают элиту, «белую кость». И мне это очень нравится.
Сегодня в Киеве по программе «Росток» работают более двадцати школ. Всего по Украине таких учебных заведений около двухсот. Если перечислять их все, список получится слишком длинным. Поэтому более подробную информацию родители могут получить, обратившись в отдел воспитательной работы и защиты прав ребенка Научно-методического центра среднего образования Министерства образования и науки Украины по телефону (044) 425-04-41.

Набирая детей в «Росток», ни в коем случае нельзя делить их на «умных» и «глупых»

Школы, занимающиеся по системе «Росток»:
• №160 Дарницкий район: 566-32-21
• №305 Дарницкий район: 564-84-41
• №202 Деснянский район: 518-57-35
• №147 Деснянский район: 518-71-69
• №250 Деснянский район: 515-24-21
• №312 Деснянский район: 515-28-42
• №287 Святошинский район: 450-64-45
• №131 Святошинский район: 474-45-68
• №185 Святошинский район: 444-14-63
• №72 Святошинский район: 444-24-32
 • Школа детский сад «Обрій» Святошинский район: 474-52-88"
Я очень сожалею, что не нашла эту информацию раньше.
Именно скачанные сегодня утром книги Петерсон, порадовали меня больше всего. И даже больше, я нашла и для Ярославчика ту же методику, того же автора.
Будем пробовать, пока дома, а по окончании учебного года будем что-то решать....

Комментариев нет:

Отправить комментарий